Обзорная статья к роману Азарт игрока, в МГ №  87

16 

                 Медицина и общество
            В плену «одноруких бандитов»
 
     У редакции «МГ» давняя дружба с Булгаковским домом. И мы не удивились звонку И.Горпенко-Мягковой, руководителя научно-методического отдела музея-театра, вдовы Б.Мягкова, известного исследователя творчества Михаила Булгакова. Ирина Яковлевна активно продолжает дело, начатое ее мужем, выступая организатором международных булгаковских чтений.

     Звонок был кратким: «Приходите… Будет любопытная презентация».

     «Азарт игрока». Так назвал свою первую книгу гость из С.Петербурга. На обложке он скрыл свое имя за псевдонимами «Святослав Праведный, Сергей Неизвестный». Хотя его произведение, как он сам признался аудитории, носит автобиографический характер, является исповедью о своей покалеченной игроманией биографии.

     Если говорить о художественных достоинствах романа, то, наверное, сразу же надо признать: перед нами литературный опыт, не отмеченный особо профессиональным мастерством, скорее наоборот – немалым количеством стилистических погрешностей, языковых изъянов, рыхлостью построения сюжета. Для взыскательного читателя есть поводы упрекнуть автора в увлечении криминальными, да и постельными сценами, их смаковании… И вместе с тем отчетливо желание сказать спасибо литератору за неприглядную правду, с которой он мужественно рассказывает о горьком личном опыте, о пагубных соблазнах, которые на долгие годы взяли его в жестокий полон.

     Автор признается: «Крик души моей заставил написать этот роман, так как уже переполнена чаша терпения горечью и болью, болью во всем теле, болью в сердце, болью за близких и окружающих людей, болью за всю матушку-Россию!»

     Перед нами книга-исследование об игровой зависимости людей и, как результат, их изломанных судьбах, о позиции государства, которое – назовем вещи своими словами – потакало «игровой пандемии», охватившей российское общество. Чем обернулась для общества эта позиция? Какой ценой людских бед оплачены сверх доходы циников, обогатившихся на чужих пагубных пристрастиях?..

     Лудомания – игровая зависимость – давно известна медицине. Проблема актуальна по сей день. Многие россияне, даже не став заядлыми игроками, прикасались к этому азарту. Может быть, удержал негативный пример родственников, друзей, знакомых. А между тем увлечение, подобно алкоголю, наркотикам, носит массовый характер, втягивая в основном средний возраст, работоспособных людей, способствуя деградации личности физически и духовно.

     …Рулетка – символ игорных заведений. Ее изобретение приписывают французскому ученому, философу, математику XVII века Блезу Паскалю, который использовал это устройство для исследований в области теории вероятности.

     Однако его друзья-коммерсанты использовали «колесо фортуны» для оснащения парижского казино.

     В мае 1841 г. братья Луи и Франсуа Бланк открыли в немецком городке Бад-Хомбург игорное заведение с рулеткой. Как гласит одна из легенд, Франсуа, основатель первого казино в Монте-Карло, продал душу дьяволу за то, чтобы овладеть секретом рулетки. «Подтверждение» тому – сумма чисел, нанесенных на колесо, равная 666 – «числу зверя»…

     Игровые заведения стали открывать по всей Европе. Новая азартная игра быстро нашла своих поклонников за океаном. Среди известных игроков в России – А.Пушкин, Ф.Достоевский, Ю.Лермонтов, Н.Некрасов, Л.Толстой, Ф.Шаляпин. Не чурался игры и М.Булгаков, человек куражный, азартный.

     В своей книге Автор, отслеживая судьбу своего героя Сергея и его окружения, подобно медику пытается поставить диагноз страшной болезни, понять, каким образом она разрушительно действует на душу, здоровье человека.

     Азарт. Кураж. Непременные спутники полнокровной жизни. Они проявляются в учебе, работе, науке, искусстве, спорте. Без них наше пребывание на земле было бы бесцветным, скучным. Но вот ведь… Всё созидательное кончается, когда в дело вступает азарт игры на деньги. Человек начинает вредить не только себе, но и тем, кем он, вроде бы, дорожит, кого он, казалось бы, любит.

     – Более 10 лет, – рассказывает писатель, – я был зависим от игровых автоматов. Зарабатывал и проигрывал огромные суммы. Страсть к игре заслонила всё – семью, близких, друзей… Лудомания – та же наркозависимость. По себе знаю: в казино можно оставить и тысячу руб., и полмиллиона. Сколько у тебя есть, столько и выложишь. Видел игроков, которые уходили из казино со стеклянными, потухшими глазами. Осуждал их: «Какие дураки! Что они делают?.. Уж я-то сумею остановиться после первого крупного выигрыша»… Наивные надежды... И вот что удивляет – когда я играл, деньги каким-то образом находились. Словно бы включались какие-то бесовские чары. Деньги сами шли в руки, чтобы я отнес их в казино… Иди – играй! Азарт игрока. Особое ощущение жизни, состояние, которое оказывается сильнее чувства выигрыша или даже проигрыша. Это сродни самомазохизму, ибо человек сам себя тянет на дно, забывая о семье, о долге перед своими детьми.

     Моя супруга, растя трех девочек, вынуждена была искать меня по игровым заведениям и забирать мои фишки, чтобы обменять их на деньги там же в казино. Когда я недавно приехал к ним, чтобы поздравить младшую дочку-первоклассницу, то услышал от жены: «Ты не представляешь, как спокойно дома, когда тебя нет. Я снова стала спокойно спать…». Что ж, в жизни за всё надо платить.

     Но вот ведь ловлю себя на том, что если бы сейчас мне снова попался на пути игровой автомат, то я не отвечаю за свое поведение… Возможно, снова бы потянулся к его руке…
Устами своего героя, автор книги рассказывает, как в недавние годы проходило массовое насаждение игровых автоматов, стремительное внедрение в российскую действительность, в общем-то, непривычного для нее игрового бизнеса. Работая в порту города на Неве, Сергей наблюдал, как на Запад шли черный и цветной металл, древесина, а в ответ, в качестве бартера, к нам следовала игровая техника, «однорукие бандиты», еще в далеком 1895 г. созданные американским конструктором Чарльзом Феем. Для подобного «обмена» действовали благоприятные экономические условия.

     …На финише 2006 г. состоялось решение правительства: игорные помещения обязаны занимать площади не менее 1 тыс. м2. Государство позаботилось об «акулах» игорного бизнеса, чтобы они смогли поглотить маленьких рыбешек игорной арены, сформировать сверхмощную игорную империю. Тогда же автоматы – «однорукие бандиты» можно было увидеть в метро, магазинах, кинотеатрах.

     Народ подсаживали на иглу игры везде, где было только можно. Внушали: это твой свободный выбор, хочешь – играй, не хочешь – не играй.

     Отрыжка тех времен – нынешние телепередачи, разъясняющие, как просто заработать шальной миллион… Когда до властных структур дошло понимание, что бизнес на крови надо серьезно ограничить, тот попытался уйти в подполье. Общество стало свидетелем громких разоблачений оборотней в правоохранительной системе, занятых «крышеванием» игровой индустрии.

     Вслед за пушкинским Германом мы повторяем: «Что наша жизнь? Игра…»

     И вот – игровая зависимость. Бесконечные часы, когда человек становится придатком игрового автомата, тупо нажимает на кнопки в призрачной надежде: «А вдруг...». Не осознавая: эта игра в одни ворота – автомат забирает все заработанные нелегким трудом деньги. Сколько судеб поломала игромания!.. Ради чьей-то наживы вытеснила думы о завтрашнем дне, затушевала реальный мир, заставила потерять совесть, достоинство, самоуважение.

     Ведя к быстрой деградации, игромания выжигает здоровье, жизнь. Однако ошибаются те, кто считает, что ей подвержены только слабохарактерные люди. Отнюдь. Среди игроков немало в прошлом сильных, волевых личностей. Вот только в так называемой погоне за адреналином они растеряли себя, получив взамен депрессию, опустошенность, мысли суицидного характера.

     Конечно, каждый из нас – хозяин своей судьбы. Каждый ответственен за свое поведение. Но общество не может уподобляться джунглям. В разоблачении пагубной страсти призвана внести свою лепту медицина. Книга-предупреждение «Азарт игрока» – еще одно напоминание о том, что погоня за золотым тельцом легко оборачивается потерей личности.

Михаил ГЛУХОВСКИЙ, корр. «МГ».
Москва.